Музыка и мы


В этой небольшой статье мне бы хотелось поделиться своими мыслями о музыке, а именно, провести небольшой анализ того, как к ней можно и нужно относиться, какую роль может и должна играть музыка в нашей жизни.
Можно выделить две основных точки зрения: мнение композитора (продюсера) о своей музыке и мнение слушателя. Начнем со второго - с мнения потребителя. Ниже я постараюсь выделить несколько характерных суждений, которые мне доводилось слышать от своих знакомых и по возможности дать краткую характеристику этим людям.

1. "Музыка - бесполезный набор звуков, которому уделяют неоправдано много внимания"

Откровенно говоря, не знаком я с людьми, которые так считают, а сама фраза - результат предельного перехода от прохладного отношения к музыке в сторону полного безразличия. Сомневаюсь только, что безразличие может быть полным. Музыка появилась не вчера, и не сто лет назад, и появилась не случайно. Музыка является неотъемлемой частью человеческого быта, культуры, является частью самих людей. Чаще всего подобное безразличие объясняется так: кругом, по "форматным" каналам (т.е. практически по всем) радио и тв под видом музыки нам навязывается примитивный и зачастую низкокачественный комбикорм. И не удивительно, что кому-то хочется держаться от этого подальше. С другой стороны, чтобы (самостоятельно) найти для себя в музыке что-то интересное (не из списка предлагаемого "культуркорректными" медиа), нужно иметь определенный музыкальный кругозор, нужно, прежде всего, иметь доступ другой музыке - a это требует значительных усилий и времени. А времени и нужных возможностей у человека может как раз не оказаться, и в результате, добровольно или вынужденно, он отказывает себе в знакомстве со значительной частью человеческой культуры, ограничивает свои возможности духовного восприятия.


2. "Что играет, то и слушаю"

С сожалением должен отметить, что такой подход весьма популярен. Человек не отказывается от музыки, но и не утруждает себя отделением зерен от плевел: утром он может слушать шансон, в обед - фабрику, вечером - павер метал. Иногда под руку может попасться джаз, классика, электроника, и при этом чудеснейшим образом не оказать никакого воздействия. Музыкальная коллекция этого меломана состоит полностью из сборников вроде "Все хиты - вып. 214", mp3-файлы свалены в одну кучу или отсортированы по другому произвольному признаку (например по дате). Поскольку особых предпочтений нет, то в итоге не бывает и дефицита музыки, ведь слушать можно все что угодно.. Только тогда не понятно: а зачем вообще нужно слушать?(1) Подобных людей можно охарактеризовать так: легко внушаемые, морально неустойчивые(2). В значительной степени это свойственно детям и личностям переходного возраста, но к сожалению не только им. Однажды одному моему знакомому, не заморачивающемуся выбором музыки (а также много еще чем не заморачивающемуся), предложили послушать пару сборников psy trance, - спустя какое-то время он пожаловался что у него "выпучиваются глаза" и, по его же выражению, он "впадает в транс". Случай конечно курьезный, но возникает такой вопрос: а каков был бы результат, если бы эта музыка была ему представлена в качестве "расслабляющей"(3)? Так или иначе, я считаю крайне вредным пассивно слушать все без разбора, не совершая минимальных усилий по фильтрации того дерьма, что регулярно достигает наших ушей. Считаете, шансон на полную катушку в маршрутках - мелкое неудобство? Это психологический терроризм. Или, может, вы считаете что "Дом-2" - это просто телепередача?


3. "Музыка как символ" и "Музыка как повод"

Многие люди используют музыку в качестве общего знаменателя, для того чтобы найти общий язык, повод для общения. Особенно это характерно для молодежи от 14 до ... лет: ты и я любим одну и ту же группу, носим одинаковые ботинки - пойдем пить пиво вместе. Вокруг (или просто рядом) некоторых музыкальных направлений (например рэп/хип-хоп или панк) уже давно сложились устойчивые сообщества или, говоря по-научному - субкультуры. Считается, что человек, причисляя себя к одной из этих субкультур, выражает свое несогласие, противопоставляет себя кому-либо, неся своим несогласием идейный мессадж. Проблема в том, что он не всегда в точности понимает, против чего именно нужно протестовать, а сами эти увлечения временны, поверхностны и объясняются банальной модой. Несмотря на то, что всевозможные "альтернативные" течения преподносят себя именно в качестве альтернативы [массовой культуре], они сами являются ее частью, подчиняются тем же законам и обладают одинаковыми "половыми признаками": пристрастие к атрибутике с одной стороны и нездоровый интерес к личной жизни своих кумиров с другой. Другими словами, и панки и гопники пьют одно и то же пиво. Музыка же отходит на второй план, заслоняемая фетишизмом, интенсивно подпитываемым индустрией. Музыкальные кумиры могут произвольно меняться, превращаясь в повод для выяснения отношений или образец гардероба. Речи о музыке здесь как правило не идет, а все обсуждения обычно исчерпываются склонениями терминов "драйв/колбасня/ацтой". Особенно сильно этот нездоровый символизм привлекает детей и подростков, предлагая вместо музыки целый комплект сомнительных ценностей.


4. "Музыка - это наше все"

К этой категории относятся те, кого принято называть "меломанами". У таких людей обычно есть сложившийся вкус и довольно конкретные музыкальные предпочтения, чаще всего в рамках т.н. "серьезной музыки". Меломан тратит значительные усилия и средства на коллекционирование любимой музыки, предпочитая качественные издания и носители, по возможности обзаводится хорошей акустикой. Музыка является важной частью его жизни, и в известной степени влияет на саму его жизнь. Она доставляет меломану сильное, порой болезненное удовольствие, - и в то же время, человек зачастую становится зависимым от этой музыки, страсть к коллекционированию превращает любовь к искусству в филателию.


Музыка и деньги

Со стороны создателей/продюсеров ответ на вопрос "деньги или музыка?" выглядит весьма нерадужно, вот к примеру, интересная иллюстрация: Это шоу-бизнес!. У меня лично складывается впечатление, что заработать на хорошей музыке скорее невозможно, чем сложно. Как правило, у каждого интересного проекта есть либо спонсор из своих, либо бизнесок/бабушкино наследство, а музыка - в свободное от остальных занятий время. Так что ответ простой: делайте музыку, денег сделать не получится.


Музыка и мы

Один из очень важных вопросов: зачем нужна музыка, что она нам дает? Ответ в духе "музыка - это искусство" и "искусство ради искусства" - пустая риторика. Очевидно, если бы музыка не была никому нужна, она бы и не появилась. Ответ же видится следующий: музыка и искусство вообще - это зеркало, и одновременно резонатор наших чувств, переживаний. Она выражает наше состояние, и в то же время может оказывать на него влияние. Когда нам хочется танцевать, мы пользуемся энергией и ритмом звука, помогаем себе достичь нужного настроения - и в то же время мы выражаем свои эмоции танцем. Когда нам грустно, мы успокаиваем себя тихой мелодией, когда радостно - стараемся усилить свои ощущения музыкой. Вот чем должна быть музыка, это инструмент для наших чувств, а не жвачка, не абстракция и не шум. И мы можем пользоваться этим инструментом для своей пользы, а можем - себе во вред. Понимать музыку - значит уметь чувствовать и уметь понимать себя.


Заключение

И напоследок, пару слов о том, что такое Музыка для меня.
Музыка это призма, через которую мир может выглядеть ярким, красочным, необычным, или же блеклым и серым - все зависит от того, под каким углом ее повернуть. Это одна из важных граней самого Человека, это зеркало, в котором он познает самого себя. Это нить, связывающая разрозненных людей в целое, это общий язык, понятный каждому. Музыка - это путь, это лестница, каждая ступенька которой позволяет нам подняться еще на один шаг выше. Музыка - это тепло и радость, страдание и печаль, страх, любовь, сомнение, улыбка, сила и нежность. Это часть нас самих. Это то, что останется с нами навсегда.

(1) на самом деле понятно зачем: чтобы заглушить собственные мысли
(2) под это определение подпадают и дети
(3) я лично считаю что trance неплохо подходит в качестве фона для монотонной работы