Эксперименты со звуком


Электронная музыка обязана своему появлению на свет именно экспериментам со звуком. Эксперименты со звуком, а вернее со звуковыми колебаниями, были по своей сути более близки к науке, чем к музыке. Но именно эта экспериментально-научная работа была началом.

Система координат начинается с нуля. Десятичный отсчет начинается с единицы. Две точки зрения, которые противоречиво спорят между собой - когда же начинается следующий век, 2000 или 2001? Не будем выяснять истину. Я лишь хочу поделиться с вами некоторыми рассуждениями на тему современной электронной музыки, музыки конца XX века, и музыки нынешнего века.

Сталкиваясь с людьми, которые в той или иной степени связаны с современными электрическими машинами (синтезаторами, музыкальными компьютерами и иже с ними, музыкальным шоу- бизнесом, производством/продюсированием современных урбанистических ритмов, порой печально осознаешь, что люди, которые профессионально занимаются различными формами электронной музыки, к сожалению, не знают не только азов, но и даже современных монстров. Огромный многоликий пласт электронной музыки и по сей день занимает андеграундные позиции и рядом с поп/рок сценой выглядит неприметно, застенчиво, и для большинства образ его расплывчатый и туманный. На протяжении многих лет (кстати, еще задолго до появления и рок- и поп- музыки) человечество волновали ЗВУК в его первозданном естестве и МЕТОДЫ звукоизвлечения. Звукоизвлечение всегда преследовало две цели: способ проявления собственного мироощущения и эксперимент.

Электронная музыка обязана своему появлению на свет обоим этим составляющим. Эксперименты со звуком, а вернее со звуковыми колебаниями, были по своей сути более близки к науке, чем к музыке. Но именно эта экспериментально-научная работа была началом. Если посмотреть на развитие технологического прогресса, то невольно понимаешь, что за каких-то 30 лет планета Земля будто стала вращаться в несколько десятков раз быстрее. Технические революции и общие достижения в технологиях еще никогда не развивались такими стремительными темпами, какими они стали в конце этого века. Мир электронной музыки, как и музыки в целом, постоянно находится в движении. Трансформации его видоизменений напрямую связаны с техническим прогрессом.

Не будем вдаваться в подробности и детальное описание исторических событий, а просто давайте вспомним хронологию развития этих событий. И, по всей видимости, историю электронной музыки можно воспринимать как некую само собой разумеющуюся параллель развития соответственных электромузыкальных инструментов, приборов и приспособлений. Исходя из этого, можно смело утверждать, что электронной музыке в 2000 году исполняется 130 лет! А прародителем сегодняшних электрических ритмов можно назвать немецкого физика, математика Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz (1821-1894). В 1860 году он опубликовал работу "SENSATIONS OF TONE: Psychological Basis for Theory of Music" - практические выводы и анализ собственных изысканий в области электромагнитных вибраций металла и стекла. Сконструированный им электрически управляемый прибор получил название "Helmholtz Resonator". Продолжая тему развития и становления электроакустических экспериментов человечества еще немного истории, вернее, некоторые поступательные движения во времени и упоминание о самых значительных изобретениях в области электричества и звука.

Итак, краткое перечисление наиболее значимых изобретений человечества за последние 130 лет, которые в той или иной мере способствовали и влияли на развитие электронной музыки на нашей планете.

1870 - первые электронные инструменты, использующие различную технику генерации звука Telharmonium и Chorelcello (+William Duddell и Elisha Grey, США).

1876 - электромагнитный прибор с двумя октавами рояльной клавиатуры и встроенным громкоговорителем "Musical Telegraph" американского ученого Elisha Gray.

1897 - первый полноценный полифонический электронный многооктавный инструмент "Dynamophone/Telharmonium", огромная конструкция, использующая 145 модифицированных динамо-машин. В дальнейшем упрощенный вариант этих разработок был использован в известном органе Hammond. (Thaddeus Cahill, США).

1888/1908 - электронный/электроакустический инструмент Choralcello Electric Organ, практически модифицированный измененный вариант проекта Telharmonium (Melvin Severy и его брат George B. Sinclair. США).

1899 - невероятные эксперименты с уличными газовыми фонарями, послужившие созданию "Singing Arc", прибор, управляющий изменением напряжения амплитудной и частотной характеристиками звука (William Du Bois Duddell, Франция).

1913/1922/1931 - Intonorumori, Rumorarmonio и Enharmonic Piano. Создания итальянского художника футуриста и музыканта Luigi Russolo (совместно с Marinetti и Piatti), чьи технические и музыкальные творения продолжают влиять на многих композиторов и сегодня. Среди откровенных "плагиаторов" его творчества можно назвать Пьера Шафера (Pierre Schaefer), Джона Кейджа (John Cage) и Эдгара Варезе (Edgar Varese).

1915 - первый электромузыкальный инструмент на вакуумных лампах Audion Piano, работающий по принципу гетеродин-частотной модуляции (Lee De Forest, Франция).

1916 - первый электронно-оптический инструмент Optophonic Piano, использующий технику закрашенных стеклянных дисков, зеркал, линз и фильтров (художник футурист, музыкант Дмитрий Баранов-Рощин, Украина/Россия/Франция)

1917/1932 Rhythmicon, Terpistone, ThereminCello, Theremin (еще имел название Aetherophone). Фантастические изобретения русского ученого Льва Сергеевича Термена, основанные на принципе гетеродин-частотной модуляции.

1921/1930 - Electrophon, Spheraphon, Partiturophon и Kaleidophon (немецкий музыкант, специализирующийся на микротональнорй музыке Joerg Mager).

1926 - ламповый полифонический электромузыкальный инструмент Pianorad (модифицированный Staccatone), который используется и сегодня(!) (Clyde Finch, Лаборатория Radio News, США).

1930 - первая электронная ритм-машина, созданная с применением разработок Льва Термена Rhythmicon или Polyrhythmophone.

1930 - монофонический ламповый электронный инструмент с удлиненной клавиатурой, мог "говорить" подобие слов "мама" и "папа". (Николай Ананьев, Россия).

1931/1936 - Radio Organ of a Trillion Tones, использовал технику вращения фото-электрических дисков и лучей света. В дальнейшем этот принцип получил название Polytone (A.Lesti и F. Sammis, США).

1932 - прибор, использовавший метод оптического синтеза Variophone, (Евгений Шолпо, Россия)

1932 - ламповый инструмент Emiriton, созданный на основе Терменвокса (А.Иванов и А. Римский-Корсаков, Россия).

1935 - легендарный орган Hammond. Уменьшенная и модифицированная конструкция аппарата Telharmonium (Laurens Hammond, США).

1939/1940 - первые приборы анализа и репроекции (ресинтеза) звука Speech Synthesisers, The Vocoder и Voder (физик Homer Dudley, Bell Laboratories США).

Далее были Миланская Студия Электронной Музыки Лючано Берио (Luciano Berio), Московская Студия Электронной Музыки Евгения Мурзина, его именитый АНС; Роберт Муг (Robert Moog) и могучие Synclavier и Fairlight и так далее.

В конце 60-ых электромузыкальные инструменты, пожалуй, впервые становятся достоянием масс, другими словами, разработки из мира академической и экспериментальной музыки из авангардных выставочных залов и научно-исследовательских лабораторий звука малыми порциями начали просачиваться на сцену массовой музыкальной культуры. Среди первенцев, кто впервые использовал нетривиальные композиционные и технологические подходы электроакустических экспериментов в своем творчестве были многочисленные представители психоделических направлений и (внимание!) даже Beatles (White Album), Elton John (Elton John 1970). Сложно сказать почему именно "немузыкальная музыкальность" нашла применение в это время а не раньше; почему именно во времена "детей цветов" а не в эпоху джазового рассвета 50-ых: Об этом мы можем лишь гадать или же просто поговорить на эти темы с еще живыми звездами тех лет.

Если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то можно сделать вывод, что психоделические музыкальные формы как раз и подразумевали уход от стандартных традиций и музыка многих проектов тоже была экспериментальной. Армия "электрического авангарда" стала расти на всей планете. Музыканты, начавшие применять элементы экспериментализма, работали в различных областях современной музыки. Это были рок коллективы и коммерческие вокально-инструментальные ансамбли, неудачники-одиночки и настоящие монстры как Филип Гласс (Philip Glass), Терри Райли (Terry Riley), Герберт Эмерт (Herbert Eimert). Тем не менее, как и академическая электроника, так и новоявленные революционеры в более коммерческих слоях музыкальной культуры не были и не стали широко известными и популярными.

Положение немного изменилось после появления на свет нескольких проектов стопроцентно электронных коллективов и отдельных исполнителей, которые посредством более доступных музыкальных форм как бы приблизили электронику к массовому слушателю. Хотя, в отличие от программной (популярной и легко усваиваемой музыки) спонтанные, абстрактные, глубокомысленные, философствующие и импровизационные формы музыкального искусства никогда не были, и, пожалуй, не станут модными и очень популярными. Некая элитарность и ярлык "не для всех" был у этой музыки и ее многочисленных проявлений почти всегда.

Я сам хорошо помню свое первое знакомство с этой "музыкой не для всех". Далекий 1976 или 75 год (уже точно не помню). Первый альбом "не такой" музыки у меня был Timewind Клауса Шульце. Конечно же, я и понятия не имел что из себя представляет синтезатор и как на нем можно играть. Это казалось абсолютно ирреальным и фантастическим. С другой стороны, то, что я слышал настолько отличалось от всего остального, что я даже не могу привести никаких сравнений.

Волны минимализма, спонтанной, авангардной, электроакустической и экспериментальной музыки не смогли вырасти до размеров цунами, не смогли сделать вторую культурную революцию и изменить вкусы потребителя почти в противоположную сторону. В популяризации современной электронной музыки большую роль сыграла Германия, непосредственно появление так называемой Берлинской Электронной Школы, или как ее называют в последнее время Традиционной Секвенсорной Музыки.

Нужно заметить, что 70-ые были плацдармом психоделических настроений в общемузыкальной культуре в целом. И появившиеся электронные проекты тоже не стали исключением. Иллюзорные, футуристические миры в равной степени проповедовали, как и арт-роковые коллективы, так и электронные исполнители. И песни, и безвокальные произведения воспринимались как повествование, как рассказ, как настроенческие картины полные содержания, мысли и фантазии, которые рисовали нам иные миры, иные реальности и представления. Глобальный планетарный мистицизм и философствования на темы личности и общества звучали в рок-операх и объемных электронных полотнах. Это было время, когда мир и люди были сложными, мыслящими фантазерами и безнадежными романтиками:

Электронная музыка постепенно перестала быть диковинкой и все больше и больше внедрялась в существующие привычные музыкальные формы. Ответвления и образующиеся производные от электроники стали воплощаться в более доступные для восприятия ритмы и гармонии: появлялись электро-поп проекты (Kraftwerk, Telex, Alphaville, Rockets и музыканты, которые стали эксплуатировать электронное оборудование в более простых и мягких формах (в большинстве случаев) - New Age и Space Music.

При всем кажущемся расцвете электронной (да и просто "умной") музыки, казалось, что все только начинается, что эти первые ростки должны неизбежно развиваться и вырасти в могучее дерево. Увы. Чуда не произошло. В середине 70-ых музыкальная сцена резко отклоняется в сторону легкого красивого "диско", что, по всей видимости, повлияло и на многие серьезные жанры. Возможно, происходили и еще какие-то малообъяснимые вещи, которые в скором времени вызвали эффект некоего упрощения и ослабления занимаемых позиций многих интересных "странствующих рыцарей расширенного сознания". Слушая и сравнивая работы многочисленных рок-коллективов, проектов и отдельных исполнителей-электронщиков, невольно приходишь к выводу, что 77/78 годы стали краеугольным камнем в музыкальной истории 20 века. Даже популярные и суперизвестные составы как Queen, Ten CC, UFO, Manfred Man's Earth Band, Golden Earring, Rush, во общем многие, преодолев этот рубеж, пошли, как говорят, немного в другую сторону.

Мнения британских и американских музыковедов поддерживают точку зрения о глобальном изменении законов и требований шоу- бизнеса в этот период, чем и объясняется это фактурно-интеллектуальное смещение песенно-музицирующих представителей во всех областях "умных жанров". За редким исключением, с этого момента, пожалуй, и начинается заметное облегчение смыслового и музыкального наполнения произведений. Тотальный спад глубинного давления в электронике начинается с опозданием всего лишь на пару лет.

Не нужно быть сверхзнатоком, чтобы не увидеть медленно уверенно развивающийся спад "настоящих миражей" того же Клауса Шульце или Tangerine Dream в начале 80-ых. То ли музыканты (включая и электронщиков) стали больше задумываться о финансовых прибылях, то ли в музыкальной среде возникло массовое желание бороться за каждого нового слушателя, которое воплощалось путем приближения музыки к этому самому слушателю:я не знаю точно, что же происходило на самом деле с этим многослойным музыкальным пирогом в то время. Но одно лишь можно утверждать однозначно - мир менялся.

Я не зря привожу пример именно на этих берлинских космических курьерах. Поскольку именно эти фигуры играли роль первой скрипки в электрической вселенной. Не будем детально ворошить все составляющие этих перемен. Давайте посмотрим на вещи немного проще. У ранних работ этих электрических динозавров в настоящее время есть миллионы поклонников и тысячи подражателей и продолжателей. Тот же Клаус Шульце по сей день получает одни и те же вопросы - будут ли еще "миражи" и "хрустальные озера", почему сегодня новый альбом маэстро не имеет абсолютно ничего общего с теми фантастическими коллажами и узорами, с теми ирреальными мирами, которые ОН рисовал в нашем воображении, с теми магически пульсирующими секвенсорными волнами, благодаря которым, собственно, он и стал "Шульцем"?.. Почему сегодня лично меня никак не волнует и не интересует ни последний, ни предпоследний альбом Tangerine Dream? Куда исчезла космическая суровая лирика аморфных самовыражений, экспериментальный дух той музыки, которую сегодня называют электронной классикой? Ведь "классики" живы!..

Vangelis утратил необузданный дух эксперименталиста, приближаясь к симфо-классическим структурам. Klaus Schulze никак иначе поддался полному влиянию современных дискотечных колотушек и готов выпускать новые диски хоть каждый месяц. Tangerine Dream превратился в полусемейный ансамбль электронных инструментов и выпускает качественный электронный поп. Что дальше?

Долгое время я считал, что это Я чего-то не понимаю, что это Я в чем-то не прав в своих суждениях. Но многочисленные контакты и рассуждения на эти темы с коллегами из различных стран мира практически показали единство мнений по этому вопросу.

Со временем изменилась роль искусства в нашей жизни. А может быть изменилось само искусство? Рок музыканты больше не являются в роли неких проповедников, а электронщики перестали быть космическими посланниками космоса? Очевидно, да.

Техника тоже внесла свою "лепту" в этот "культурный переворот". Отдельную позицию в этом занимают компьютеры.

Тысячи музыкантов сегодня могут воспроизвести "фирменное" звучание любого из знаменитых органистов или барабанщиков -стоит лишь набрать нужный код. Поп-музыка перевернута вверх дном. Вполне вероятно, что на понравившейся вам пластинке звучит отнюдь не фортепиано, хотя вам кажется, что это фортепиано, а восторженные восклицания следует адресовать не барабанщику, а программисту. Он же скорее всего сделал и восхитившее вас гитарное соло: компьютерный оператор с начальным музыкальным образованием, имея соответствующую аппаратуру, вполне способен сделать хитовую пластинку - и многие делают. Приготовьтесь к шоку (если вы этого не знали): значительная часть мелодий из нынешних хит-парадов создана программистами. Способность синтезаторов копировать звучание инструментов и даже человеческого голоса сделала их необходимым атрибутом почти всех звукозаписывающих студий. Ведь любой звук - это всего лишь крупица информации, а "заряженный" информацией компьютер может сделать что угодно.

"Влияние технологии ощутили почти все,- говорит президент Американской федерации музыкантов.- Например, музыка к одному из недавних голливудских фильмов была целиком сочинена и исполнена компьютером. Все же будем надеяться, что это лишь причуда, которая не получит широкого распространения".

Сотни, тысячи, а может уже и миллионы доморощенных компьютерных композиторов-"мозаичников" насытили всемирную сеть интернета своими зачастую низкопробнейшими домашними поделками, начиная классической заканчивая урбанистической электроникой. Примитивные и супермощные музыкальные компьютерные программы позволяют сегодня любому мало-мальски владеющему соответствующими навыками почувствовать себя творцом.

Как я уже неоднократно писал (и не только я), электронная музыка в сочетании с компьютерными возможностями уже сегодня превращается в завуалированного потенциально опасного героя нашего времени. "Мозаичная" музыка, собранная в недрах могучей машины на жестком диске при помощи специальных музыкальных программ вполне может быть конкурентоспособной на сегодняшнем рынке. И это уже не фантастика, а реалии.

В конце века кардинально изменились не только вкусы, но как и в искусстве в целом, трансформировалась изначальная идеология творчества. На смену содержанию приходит форма. Сегодня вы редко услышите чтобы люди обсуждали какие-то прочитанные книги. Духовный мир человека конца 20 века как-то сузился, сжался а в отдельных случаях вообще перестал существовать. Слыша, видя и читая всевозможную рекламу обновленной России, создается впечатление, что сегодняшнему homo sapiens нужно только веселиться, все время что-то покупать, отдыхать, выигрывать: Неужели человек больше ни о чем не думает? Перестал мыслить и развиваться?

"Искажение временной реальности может стать способом придания ей ещё большей ритмической выразительности и экспрессии" - слова Андрея Тарковского из его работы "Высекание времени" (1986) являются одним из ключей к пониманию коктейля органической электроники и интеллектуальной мощи мятежа "неразумных" машин в звучании многих работ конца нашего века. Эмоционально мутирующий музыкальный мир на пороге третьего тысячелетия достиг немыслимых форм и размеров. Развитие высоких технологий в чем-то помогает субстанции под названием "музыка", но не будет неправдой сказать, что эти технологии очень сильно повлияли и нас самих, и на музыку в том числе:

Но искренне хочется верить, что несмотря на все это, человек все таки останется безупречным мечтателем и фантазером, превосходящим все мыслимые представления и все классифицированные пределы в музыке, существуя вне времени, вне пространства в роли творца, озаренного музыкой будущего.