Rave


Общие сведения

Слово очень часто применяют в совокупности с эпитетами<иррациональный> и <бредовый>, и получается, что больше всего оно применимок очумелым вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которыевошли в моду в конце 80-х годов, с появившимся практически свободным доступомк экстази. Современный рэйв пошел намного дальше. Рэйв-пати стали кудаболее динамичными, в их обустройстве не последнюю роль стал играть свети лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отданово власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечениязвука. Эта музыка была призвана рождать галлюцинации и стала ассоциироватьсяв основном с техно и наркотиками. Находящая по сути полностью в руках ди-джеев,будущее этой музыки ныне развивается не только как разновидность эксплуатацииэлектронного звучания со скоростью 120-180 ударов в минуту и стандартнымнабором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установоки сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, любезно вырезаннойиз других записей, но также как и культура. И как у любой культуры, у рэйваесть свои основополагающие принципы, одним из которых является неизменнаястрасть к общению через Интернет. Продолжая славные традиции 60-х, рэйверыпридерживаются имиджа душевных людей, оптимистов пропагандирующих идеимира и культурной гармонии. В отличие от тех же мрачно-мстительных гранджейи металлеров, люди рэйва пытаются радоваться жизни путем создания вокругсебя атмосферы тотального развлечения, в котором музыка делит первое местос духовным и психоделическим началом, призванным сплотить абсолютно разныхлюдей под знаменами этой музыки. По сути рэйв - это современная смесь хип-хопаи индастриэл, но в отличие от своих прародителей, рэйверы скорее держатсяна высокотехнологичном оборудовании для создания своей музыки, нежели игнорируютразвитие науки и технологии, в частности.

Основные элементы рэйв-культуры сформировались в конце80-х- начале 90-х годов, и в этом нет ничего удивительного, что за прошедшиегода она разделилась на множество течений и субкультур и продолжает рождатьвсе новых своих <детишек>. Хардкор-техно, детройт-техно, интеллиджент-технои чистое рэйв-техно стали в купе олицетворять электронное рэйв-направлениев современной музыке. И наконец, когда ди-джеи поняли, что насыщенная постояннымдвижением их вечеринка прямо-таки грезит по чему-нибудь плавному и болееспокойному, в моду вошел транс, который внес в атмосферу дэнсинга элементыгипноза, вводя слушателя в трансовое состояние (по определению). Практическито же самое удалось и эмбиент-музыке, но о ее специфических прелестях иочевидных недостатках я уже как-то рассказывал вам.

Исторический экскурс

Техно берет свое начало из глубин существования сразунескольких стилей (рока, индастриэл, дэнс-попа и электронного нью-эйджа).Но наиболее реальным прародителем этого стиля является музыка всего лишьодной-одинешенькой группы под всемирно известным названием KRAFTWERK, которыепо сути, дали рождение электронной танцевальной музыке выходом своего знаменитогоальбома 1981 года . Кстати, именно технологическому звучаниюпесен этой группы техно обязано своим названием!

Музыка индастриэл была также одним из сильнейших по влияниюисточников для раннего развития техно (а значит и рэйва). Первоначальнозарекомендовавшие себя как чисто индастриэл-группы CABARET VOLTAIRE и FRONT242, решили перепрофилироваться, и уже к концу 80-х годов обе имели в своейдискографии по одному-два менее шумных, чем ранее, но зато в корне танцевальныхальбома. Таким образом, их собственное звучание оказалось на перепутьемежду индастриэл и евро-попом тех же KRAFTWERK, DEPECHE MODE и THE ARTOF NOISE.

Третьим важнейшим вдохновителем техно стала хаус-музыка.Придуманная американскими ди-джеями из Чикаго и Детройта в самом начале80-х годов, она прекрасно уместила в себе соул и фанк вместе с шумным новомоднымзвучанием драм-машин, чтобы прибавить энергии танцевальной музыке. А когдана вооружении первых технарей появились аналоговые синтезаторы новых поколений,пионеры техно-движения, такие как CYBOTRON и YELLO просто наложили хаус-ритмына компьютеризированное звучание KRAFTWERK, что в конечном итоге привелок убыстрению танцевальных ритмов на протяжении всех 80-х годов благодарястараниям Moby и PROGRAM 2.

Но техно продолжало эволюционировать. Интеллиджент-технои транс выступили против моды на быстрые ритмы, и во главе с такими флагманамикак ORBITAL, APHEX TWIN и FUSE, все-таки выхлопотали достойное место подсолнцем для более умеренного применения драм-машины и сделали больший акцентна сэмплеры, добиваясь более гибкого звучания. Именно использование новыхсэмплов и гармоний откровенно роднили эту музыку с традиционными наработкамиTANGERINE DREAM, Жана-Мишеля Жарра и Клауса Шульца. А если говорить начистоту, дискография TANGERINE DREAM наряду с сокровищницей KRAFTWERK оказаласькладом для большинства современных техно-коллективов. Все, начиная с THEPRODIGY и THE CHEMICAL BROTHERS и другими британскими техно-рэйв-командами,и заканчивая другими европейскими техно-проектами типа DUNE, Blumchen илиCharly Lownoise & Mental Theo регулярно копаются в этом богатом музыкальномнаследии. А что остается, ведь новое это на 99% хорошо забытое старое,и именно этот ничтожный процент действительно свежих идей и составляетпонятие <прогресс>.

Андрей БАРАНОВСКИЙ
c 2005 музыкальная газета