Roisin Murphy - Ruby Blue


Нет, все-таки молоко - продукт скоропортящийся. Даже если это прохладное электронное "Moloko". Сколько его ни стерилизуй в умной компьютерной голове, сколько ни пастеризуй, разбавляя сэмплами и рафинированными звуковыми добавками, срок годности рано или поздно истекает. Электронно-танцевальное английское "Moloko" производства Розин Мерфи (Roisin Murphy) и Марка Брайдона (Mark Brydon) после издания в 2003 году не самого блестящего альбома "Statues" подает явные намеки на тихий уход со сцены. И сольное творчество "молочной" вокалистки Розин Мерфи может только ускорить этот тихий процесс.

Самостоятельный дебют Мерфи "Ruby Blue" - естественное продолжение эмансипации, начавшейся еще в 2001 году, когда Розин и Марк решили разорвать личные отношения, сохранив при этом творческое партнерство. Есть ли в нем необходимость, вот в чем вопрос. Как автор музыки Мерфи давно отвоевала полный суверенитет, а занять продюсерское кресло на этот раз она пригласила Мэтью Герберта (Matthew Herbert), одного из сообщников Бьорк по ее экстремальным авангардным экспериментам.

Может быть, и Розин Мерфи когда-нибудь рискнет раскачиваться на такой же звуковой тарзанке, а пока ее устраивают более спокойные игры.

Это не значит, что добрую тетю Розин, поющую таким негромким ласковым голосом, рекомендуется слушать младенцам на сон грядущий. Артистке не привыкать изображать скромницу - вокал никогда не был ее сильной стороной. А вот в чем ей не откажешь - так это в композиторских шалостях, удесятеренных на альбоме "Ruby Blue" строптивым Мэтью Гербертом, которому только дай погладить против шерсти и нарушить парочку общепринятых догм. Они очень кстати нашли друг друга. И перемешали в одной мензурке свободомыслие Розин, питающей слабость к смещенным джазовым акцентам, и анархизм Мэтью, играющего ритмами, как культурист мышцами.

Присутствие тех инструментов, которым по идее полагается вести мелодию, сведено на альбоме к критическому минимуму. С мелодией вокалистка замечательно управляется сама, подбадриваемая то легкими гитарами, то фоновыми клавишами, то игривым саксофоном. Ритм - вот главное действующее лицо в аранжировках "Ruby Blue": густой частокол перкуссии и ударных, ритмически организованные сэмплы, размеренная пульсация чужих "цитат", примочек, щелчков, вздохов, скрипов, всплесков, массированная атака акустических микрочастиц. Плотная, контрастная, фактурная звуковая масса, шершавая "на ощупь" и вызывающая по существу.

Конечно, это не колыбельная из серии "Спокойно ночи, малыши", это скорее авангардная иллюстрация к выходкам Карлсона, которому по жизни "полагается пошалить". Нагнетающий напряжение трек "Off on It" стал бы идеальным аккомпанементом для его экспериментов с паровой машиной, которых несчастная игрушка не перенесла. А разухабистое симпатичное безобразие под названием "Ramalama (bang bang)" Карлсон мог бы исполнить сам, если бы умел не только врать, но и петь.

Розин Мерфи и раньше не была замечена в стремлении приспособить свое творчество к нуждам простого европейского народа. Альбом "Ruby Blue" - это, конечно, тоже не пропуск в густонаселенный мейнстрим, но попытка выразить собственное ощущение музыки с помощью нестандартного, непредсказуемого и изобретательно использованного набора средств.