Klaus Schulze


Клаус Шульце родился 4 августа 1947 года в Берлине в семье писателя и балерины. Подарив сыну классическую гитару родители хотели воспитать из мальчика классического музыканта и Клаус прилежно посещал уроки гитарной музыки на протяжении с 1951 по 1958 год. Когда Клаус сменил акустику на электричество, он уже заразился идеями рок-музыки. В качестве гитариста он выступал за подростковые коллективы THE SHADOWS и THE SPOTNICS.

Когда семья Шульце на несколько лет переехала в Дюссельдорф, Клаус в свои 16 лет устроился барабанщиком в маленькую и никому неизвестную танцевальную группу LES BARONS. Увлечение ударными инструментами привилось к Клаусу по примеру его брата, который уже что-то настукивал в какой-то джазовой команде.

Уже в начале 60-х Клаус приступил к выступлениям на публике, играя в различных группах то на ударных, то на басу, но на гитаре. В 1968-м он барабанил в команде "Psy Free", а на следующий год в том же качестве оказался в рядах "Tangerine Dream". С этой группой Шульце записал всего один альбом, после чего вместе с Мануэлем Готтшингом и Хармутом Энке основал проект "Ash Ra Tempel". Уже после первой пластинки "ART" Клаус осознал, что коллективное творчество не для него и ушел делать сольную карьеру. Хотя в 1972 году музыкант уже обзавелся синтезатором, его дебютная работа была выполнена на электрооргане с добавлением изрядно переработанных оркестровых фрагментов.

В 1973-м Шульце провел первые сольные концерты, а также ненадолго воссоединился с "Ash Ra Tempel" для записи "Join Inn". Начиная с альбома "Blackdance" Клаус полностью перешел на синтезаторы и уже в 1975-м на новом поприще добился успеха с программой "Timewind", признанной многими критиками его лучшей работой. В это же время Шульце занимался продюсированием группы "Far East Family Band", из которой впоследствии выросла звезда нью-эйдж Китаро.



В 1976 году Клаус сотрудничал со Стому Ямаштой, Стивом Уинвудом и Майклом Шриве на альбоме "Go", выпустил очередной сольник "Moondawn", а также записал саундтрек к порнофильму "Body Love". Вообще 70-е годы оказались для музыканта очень плодотворными: выпустив более десятка сольных пластинок, он активно сотрудничал и с другими артистами, такими как Вальтер Вегмюллер и "The Cosmic Joker". Более того, с 1979 года Шульце начал штамповать диски не только под своим именем, но и под псевдонимом Ричард Ванфрид. Немного ранее он обзавелся собственной студией и основал лейбл "IC". С начала 80-х, следуя веяниям прогресса, Клаус перешел с аналогового оборудование на цифровое, что отметил в названии альбома "Dig It" (от слова "digital").

Примерно с этого же времени работы Шульце имели уже менее экспериментальный характер и стали более доступными для массового слушателя. Одним из наиболее привлекательных альбомов новой эпохи стал "En=Trance" с "мечтательной" композицией "FM Delight". В первой половине 80-х лейбл "IC" был закрыт, но практически сразу же Клаус основал другую рекорд-фирму, "Inteam". Одними из первых работ, выпущенных на новом месте, стали альбомы "Aphrica" и "Drive Inn", записанные музыкантом вместе с Райнером Блоссом.



В 1986-м Шульце познакомился с технологией midi и начал экспериментировать с сэмплами, а активное их использование музыкантом пришлось на начало 90-х. Однако многим не нравились все эти вставки со щебечущими птичками и женскими стонами, поэтому диск "In Blue" сделанный без сэмплов был расценен как возвращение Клауса в "правильное" русло. В 1994-м Шульце вторгся на территорию классической музыки, выбросив на рынок альбом с очевидным названием "Goes Classic", оперу "Totentag" и про-вагнеровский концертник "Das Wagner Desaster". В том же году Клаус в компании с Питом Намлуком начал выпуск серии дисков "Dark Side Of The Moog", в названии которых обыгрывал известные темы "Pink Floyd".

Во второй половине 90-х музыкант перешел к производству танцевальной музыки и начал эксперименты с такими стилями как техно и транс. Помимо этого он занимался переизданием старых работ и выпуском всевозможных бокс-сетов. К сожалению, в новом тысячелетии здоровье Шульце сильно ухудшилось, однако это не помешало ему продолжать трудиться и радовать своих поклонников очередными опусами.

Zodiak

Помимо занятий музыкой Шульце начинает плодотворно заниматься немецкой литературой, историей, философией и психологией в стенах педагогического университета (Paedagogische Hochschule Berlin), что приносит ему неплохой доход в виде стипендии для очень одаренных студентов. Новые философские взгляды и стремление продолжить идеи авангардного искусства 20-х годов приводят его в "Зодиак".

"Зодиак" (Zodiac Free Arts Lab) на рубеже 60-70-х годов был в середине берлинского авангардистского движения. У основания клуба с самого начало его существования, с 1968 года стояли Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler) и Ганс-Йоахим Роделиус (Hans-Joachim Roedelius). В конце 60-х Шнитцлер был ключевой фигурой берлинской арт-генерации. Лаборатория отбирала артистов экспериментального ключа в различных направлениях, а Ганс-Йоахим был известен также и как участник групп PLUS/MINUS и NOISES. Но главной авангардной работой Роделиуса, Шнитцлера, а еже с ними Дитера М+биуса (Dieter Moebius) стал легендарный шумовой проект KLUSTER, который успел издать только два альбома: "Klopfzeichen" (1970) и "Osterei" (1970).

Во время одной из репетиций PSY FREE в "Зодиаке" в 1969 году Шульце познакомился с идейным вдохновителем и создателем TANGERINE DREAM Эдгаром Фрезе (Edgar Froese). Отец "Мечты мандарина" спросил Клауса, - не мог ли он заменить на одно выступление отсутствующего барабанщика Свена-Эйка Йоханссона (Sven-Ake Johansson)? Шульце, не долго думая, согласился. Так, в клубе "Волшебная пещера" состоялся дебют Шульце в составе TANGERINE DREAM, на котором музыканты заработали DM50. Деньги были потрачены в тот же вечер на всякую ерунду, но знакомство с Фрезе оказалось не напрасным.

Tangerine Dream

После нескольких выступлений за TANGERINE DREAM Эдгар предложил Клаусу постоянное членство в группе в качестве барабанщика, а поскольку партнеры Шульце по PSY FREE начали "отходить" от музыки, то Клаус принял столь перспективное в творческом плане предложение. Не лишним будет напомнить, что у TD в момент прихода к ним нового барабанщика был записан и издан только 7'' промо-сингл "Lady Greengrass/Love Of Mine" (1966). Этот раритетный ныне сингл остается загадкой для многих, так как официально (и это есть во всех справочниках) TD образовались только в 1967 году в составе: Фрезе, Волкер Хомбах (Volker Hombach), Курт Херкенберг (Kurt Herkenberg), Чарли Принс (Charlie Prince)и Ланс Хапсхаш (Lanse Hapshash), которого позже сменил Свен-Эйк. Но оставим такое несоответствие на совести немецких TD-ведов.

Клаус Шульце появился в TANGERINE DREAM вместе с уже упомянутым выше Конрадом Шнитцлером. Именно эта тройка - Фрезе, Шульце и Шнитцлер записали весной 1970 года первый полноценный альбом TD "Electronic Meditation". Слово "electronic" в названии подразумевало орган и электропианино Фрезе, виртуозное обращение с магнитными лентами Шнитцлера и, может быть, металлические палочки Шульце. Инженером первого альбома TD стал Клаус Фройдигман (Klaus Freudigmann).

Незадолго до записи "Electronic Meditation" Клаус знакомится с PINK FLOYD (у тех уже вышло несколько альбомов) на их концерте в Эссене и решает для себя больше ориентироваться на экспериментальную и электронную музыку (что в то время было фактически одним и тем же). Так, потихонечку Клаус начинает понимать, что его призвание лежит в несколько иной области, отличной от простой игры на гитаре или на барабанах. "В один день я понял, - говорит Клаус Шульце, - все, что я делал - было все OK; и игра на гитаре, и на барабанах, но если я хочу сделать что-то необычное, я должен сменить инструмент".

Шульце делится своими мыслями с Эдгаром Фрезе, но тот не имеет желания превращать TANGERINE DREAM в электронный коллектив, и сразу после "Electronic Meditation" меняет Клауса на Кристофера Франке (Christopher Franke). Интересно, но после расставания с Шульце TANGERINE DREAM превратились в главную электронную группу планеты. Была еще одна причина, на которую делает упор Фрезе: Клаус покинул группу "по собственному желанию", потому что женился и посвятил некоторое время только семейным проблемам.

Прыжок в темноту

В сентябре 1970 года Клаус встречает двух блюзменов из группы STEEPLE CHASE BLUESBAND Мануеля Гетшинга (Manuel Gottsching) и Хартмута Энке (Hartmut Enke). Он убеждает их основать вместе коллектив играющий электронную музыку ASH RA TEMPEL. На протяжении десятка месяцев новоиспеченное трио дает ряд концертов и выпускает несколько демонстрационных кассет, а затем, августом 1971 записывает альбом, после чего Мануель и Хартмут заявляют о своем уходе и ASH RA TEMPEL на время распадается.

Шульце продолжает экспериментировать с электроорганом и кассетными магнитофонами, и он вновь пересекается со Шнитцлером, который предлагает Клаусу музицировать вместе. К этому моменту дитя "Зодиака" KLUSTER дал трещину: между Шнитцлером с одной стороны, Мебиусом и Роделиусом - с другой возникли некоторые разногласия. Дитер и Ганс-Йоахим все больше отходили от идей "берлинского электронного авангарда" и делали реверанс в сторону "английской экспериментальной школы" Брайана Ино (Brian Eno). Позже, они сольются с "пионером амбиентного звучания" на альбомах "Cluster Und Eno" (1977) и "After The Heat" (1979).

Клаус принимает решение поддержать своего друга Конрада и присоединится к его новому коллективу ERUPTION; тем более что третьим участником стал хорошо известный по работе в TANGERINE DREAM Клаус Фройдигманн. ERUPTION просуществовал совсем недолго, но Шнитцлер успел-таки выпустить альбом "Kluster Und Eruption" (1971), где объединил идеи и настроения двух групп.

После событий приключившихся с ASH RA TEMPEL и ERUPTION Клаус осознает всю зыбкость очередной попытки создать электронную группу надолго. Он покупает себе по минимуму электронных инструментов и решает начать сольную карьеру. Шульце вспоминает о том времени: "Когда я по-настоящему занялся клавишными в 1971-ом, я не знал о них ровным счетом ничего. Я даже не знал где там "ре", а где там "соль". И учтите, тогда под словом "клавишные" подразумевались только пианино, электропианино или орган. В моем распоряжении был лишь маленький домашний электроорган "Teisco". У меня еще был и богатый опыт в качестве рабанщика и в воздухе носилось множество безумных идей, которых я не мог объяснить ни тогда, ни теперь. Я пытался их воплотить только потому, что победила любовь к сочинительству. Помимо всего прочего я увлекался немецкой литературой, но я приказал себе заниматься чем-то одним. Это было очень эмоциональное решение. Это был прыжок в темноту".

Период "Ohr"

Сделав "прыжок" Шульце усердно "пыхтел" над "Teisco" и тэйп-машиной в своей спальне, которая на скорую руку была переоборудована под маленькую студию. Вскоре Клаус находит прогрессивный лейбл "Ohr", где, казалось, создавались все условия для плодотворных экспериментов с электронным звуком. Директор лейбла Рольф-Ульрих Кайзер (Rolf-Ulrich Kaiser) с распростертыми руками принял молодого композитора. Концепция "Ohr" заключалась в поддержке так называемой "космической музыки". Под эту-то концепцию и подходили сочинения Шульце (как и TANGERINE DREAM, и ASH RA TEMPEL, которых также раскручивал Кайзер). И, наконец, в апреле 1972 года появляется первый альбом маэстро - "Irrlicht", куда был привлечен даже берлинский симфонический оркестр "Colloquim Musica".

Здесь, скорее, уместней прокомментировать работу "зари электронной эры" словами самого композитора взятыми из интервью Клауса-Дитера Мюллера (Klaus-Dieter Muller): "Все мои ранние инструменты были очень доступные и дешевые: электрическая гитара, эхо-машина, старенький "Teisco", разбитый усилитель и т.д. Такое вот оборудование, странные идеи и полная неизвестность в плане того, куда это меня заведет. В таком настроении были записаны первые два альбома... Ах, да! Я же попросил подыграть мне классический оркестр. Я писал их дешевым маленьким микрофоном; тем - что прилагались к первым кассетным магнитофонам. Затем, я пропустил весь этот ужас через несколько "подручных средств" и проиграл назад. Еще я перекроил свой орган и выудил оттуда удивительные звуки, которые положил на готовые записи и альт. Так появились "Irrlicht" и "Cyborg".

С февраля 1973-го Клаус дает первые сольные концерты, трудится над "Cyborg" и вновь объединяется с ASH RA TEMPEL для записи "John Inn".

Все бы так и продолжалось, но хозяина "Ohr" "клинит" на космической тематике. Кайзер издает сборники "Cosmic Joker" куда включает отрывки сессий Шульце и остальных музыкантов сотрудничающих с лейблом. Так появляются "космические курьеры". Клаус недоволен самоволием Кайзера; тот даже оспаривает цвет обложек. (На переизданиях обложки периода "Ohr" уже другие). Продажа альбомов лейбла становилась все меньше, а упреков со стороны Рольфа-Ульриха - все больше. И прежде, чем порвать контракт и Шульце, и остальным пришлось пройти сквозь долгие судебные тяжбы. По этой причине третий альбом "мага электроники" "Picture Music" увидел свет только в 1975 году.

Клаус не сочинял ничего нового пока не подыскал для себя надежный лейбл "Metronome", на котором уже в мае 1974 года выпустил самую "жесткую" из ранних работ - альбом "Blackdance". Незадолго до выхода эпохального "Timewind" Клаус Шульце вместе с клавишником, известным позже как Kitaro, продюсирует два альбома группы FAR EAST FAMILY BAND.



"Золотая эра" электронной музыки

Работая в одно время с TANGERINE DREAM, Шульце определил "золотой период" в электронной музыке и расцвет "Берлинской школы электроники". Пиком "золотой эры" стала работа 1975 года "Timewind", которую маэстро записывал в "Berliner Weltklang-Studio". Альбом включал две получасовые композиции: "Bayreuth Return" и "Wahnfried 1883" - и, действительно, явился шедевром и необходимой принадлежностью коллекции каждого электромеломана. "Timewind" настолько полюбился слушателям в Европе, что удостоился "Grand Prix International". Необычайную популярность композитор приобрел во Франции, в пик бума берлинской электронной музыки (во французских чартах "Timewind" находился на первой, а сольник Эдгара Фрезе "Epsilon In Malaysian Pale" на второй строчке). Следующий релиз "Moondown" закрепил успех и разошелся тиражом в 400000 копий.

Шульце активно гастролирует по Англии, Франции, Италии, посещает Японию, где знакомится со Стоми Ямашитой (Stomu Yamashita). В 1976 году после очередного европейского турне Клаус примыкает к GO - команде Ямашиты, Стива Уинвуда (Steve Winwood) и Майкла Шриве (Michael Shrieve). Музыканты выпускают LP "Go", едут концертировать в Париж и Лондон и по материалам гастролей записывают "концертник" "Go Live From Paris". Коллектив O оказал на берлинского композитора огромное влияние: Ямашита посоветовал Клаусу написать саундтрек к немецкому порнографическому фильму Лассе Брауна (Lasse Braun) "Bodylove", а Майкл подсказал ему новые приемы работы с ритмом. "Как-то Майкл на некоторое время остался у меня в студии и научил меня необходимым вещам, которых я не знал даже будучи мало-мальски профессиональным барабанщиком в 60-70-х, - вспоминает Шульце. - Ритм должен соотносится с сердцебиением, с дыханием. Майкл говорил, что вы должны ходить под ритм. И действительно, мы ходили по студии под ритм секвенсера. После таких занятий я стал лучше понимать, чувствовать ритм".

В начале 1977 года саундтрек "Body Love" занимает второе место в "гостевых" чартах "Billboard", а GO получают музыкальные награды. Через несколько месяцев "профессор Берлинской школы" записывает очередной "беспроигрышный" альбом "Mirage": призрачно-обволакивающая "Velvet Voyage" и, наверно, самая известная композиция маэстро "Crystal Lake" - воздушные замки в отражении кристально чистых озер. Здесь Шульце развивает концепцию о том, что, при прослушивании музыки, фантазии управляют реальностью при включенном эго-состоянии.

К завершению плодотворно отработанного года, Клаус получает моральное удовлетворение в виде аншлага на его концерте в лондонском "Планетарии". А сразу после, выходит "ожидаемое" продолжение - "Body Love Vol. 2".

"Прогрессивная связь"

Свой десятый сольный LP Клаус решил назвать просто - "X". Этот двойной альбом до сих пор считается одним из лучших творений Шульце по компетентному мнению участников его фан-клуба. Мне показалось интересным ознакомить читателей с последними рейтингами работ Шульце за 1997 год опубликованными в сети "Интернет": 1. "Historic Edition"; 2. "X"; 3. "Moondawn"; 4. "Silver Edition"; 5. "Mirage"; 6. "Are You Sequenced?"; 7. "In Blue"; 8. "Timewind"; 9. "...Live..."; 10. "En=Trance". "X" моментально попадает в европейские чарты, завоевывая для "Берлинской школы" все большую популярность. И именно как раз для того, чтобы не сдать позиции в будущем, поддержать юные таланты и не оборвать немецкие традиции, Шульце в конце 1979-го основывает лейбл "Innovative Communication" (IC). Он оборудует студию по последнему слову техники, которая уже позволяет перейти с аналоговых синтезаторов на процесс цифровой записи. Вдохновленный техническими новшествами, композитор записывает от начала до конца "цифровой" альбом "Dig It" (1980) на аппаратуре "G.D.S. Digital Recording System", е заглавная композиция откровенно выказывает агрессивное отношение к прошлому - "Death of an Analogue". За перкуссию на одну из вещей с альбома "Weird Caravan" отвечали еще никому неизвестные IDEAL. "Магистр электроники" никогда не отставал от моды и новых технологий: "Я практически всегда работал с компьютерами. Несомненно, со временем техника видоизменялась и моя музыка, начиная с 1970 года, менялась вместе с ней. Это - нормально; все меняется - аудитория, инструменты, мода".

Безусловно, в промежуток между "X" и "Dig It" Клаус Шульце "не сидит сложа руки", а выпускает "Dune", "...Live...", впервые записывает альбом "Time Actor" под псевдонимом Ричард Уанфрид (Richard Wahnfried), гастролирует по Европе вместе с Артуром Брауном (Arthur Brown), участвует в легендарном концерте "ars electronica" (1980), а также подготавливает и выпускает видео материалы для "IC". Из перечисленных работ мне хотелось бы выделить альбом "Dune" (1979): мистическая темно-синяя обложка с человеком, бредущим из ниоткуда в никуда, настраивает на эзотерическое путешествие по глубинам человеческой психики. Одноименная композиция как бы задает настроение, окутывая вас отголосками "живых" струнных. Вторая вещь - "Shadows Of Ignorance" - электронная опера, соединение приемов "Берлинской школы" и арт-рока, сравнимая лишь с работой "Cyclone" (1978) TANGERINE DREAM. Философский текст дает вербальное усиление музыкальному ряду.

На протяжении 1981-82 г.г. открытие лейбла "IC" - группа IDEAL распродает около 500000 копий своего альбома только в одной Германии. Это был грандиозный успех, и Шульце, после записи "Trancefer" и "Tonwelle" (под псевдонимом Wahnfried), начинает вплотную заниматься "IC", но, вскоре, понимает, что успех IDEAL не может повторить ни один из проектов его лейбла, а все только тем и занимаются, что копируют или его, или TANGERINE DREAM. Придя к таким выводам и сопоставив их с графиком доходов компании, Шульце продает права на "IC". В одном из интервью композитор поясняет: "Я основал синтезаторную школу и лейбл "Прогрессивная связь" (IC). Скоро, я понял, что на второе поколение электронщиков нет спроса. Большинство из этих "секонд-хендовских" "шульценингов" и "танжерингов" просто копировали нас. Зачем людям покупать подделку, когда они могут приобрести подлинник? Поэтому я продал "IC" в 1983 году, и, с тех пор, не имею никакого понятия, что там происходит".

В наше время лейблом "IC" руководит Майк Вайсер (Michael Weisser) известный по коллективу SOFTWARE. Из этой "кузницы" вышли такие знаменитые ныне проекты как G.E.N.E. и MEGABYTE.

Этап новых экспериментов у маэстро приходится на середину восьмидесятых годов и берет начало от альбома "Audentity". Не последнюю роль здесь сыграли многочисленные саундтреки, над которыми трудился Шульце: "Next Of Kin", "Angst", "Havlandet", "Walk The Edge" и поездки по социалистическим странам: по Венгрии, Польше. Особенную популярность маэстро приобрел у польской публики во время его европейского турне 1983 года. По материалам выступлений был издан номерной концертный альбом "Dziekuje Poland" (последняя работа Клауса на "IC"). Затем, три года спустя, только для продажи в Польше, появляется двойной альбом, разошедшийся стотысячным тиражом. В 1984-ом Шульце опять берется за создание лейбла; на этот раз он называет его "Inteam". Мулька просуществовала до начала 1987 года. На "Inteam" выходят две работы под псевдо Wahnfried: "Megatone" и "Miditation".

В интервью К.-Д. Мюллеру Шульце говорит: "Проект RICHARD WAHNFRIED отличается от моей сольной деятельности главным образом тем, что я включаю в работу других музыкантов. Для каждого последующего альбома я выбираю новых людей, и я не указываю им как надо играть. WAHNFRIED - творчество на равных. Другое дело, мои сольные альбомы, где босс - это я. Саму же идею Wahnfried'а - коллектива с меняющимся составом - я позаимствовал у Стоми Ямашиты и его проекта GO, за исключением того момента, что все участники GO исполняли композиции сочиненные только Ямашитой".

В период с 1986 по 1988 год сольные работы Шульце, словами критиков, приобрели "кроткие, отстраненные настроения". Под это определение вполне можно отнести такие альбомы маэстро как "Dreams" и "En=Trance". Приблизительно в это время Клаус начинает работать с сэмплами. "Технология сэмплирования, - говорит маэстро электроники, - оказала даже еще больший эффект, нежели переход от аналогового к цифровому звучанию. Цифровая запись - это лишь скачок в качестве, когда сэмплирование - это радикально новый путь к созданию структурированного шума и музыки. Звуки, которые мы с таким трудом извлекали в 70-х из громоздкого и дорогого оборудования, в одночасье стали легкодоступны. Но на концертах я по-прежнему люблю играть на "Minimoog'е", и публике нравится его звучание. "Minimoog" придает своеобразный почерк; это тот сигнал, по которому можно опознать мою электронную музыку, как по электрической гитаре вы определите рок-н-ролл, по саксофону - ритм-энд-блюз, по гавайской гитаре - танец Хулу".

Еще одним важным прорывом в электронной жизни Германии стал выпуск биографической книги, рассказывающей о творческом и жизненном пути электронного композитора, а через год просветительскую эстафету у печатников перехватило западногерманское радио с передачей о Шульце в десяти частях - "The Klaus Schulze Story". К слову сказать, после посещения Клаусом американского континента в 1988 году сразу по шестидесяти радиостанциям прошла передача "Klaus Schulze Pioneer of Space".

Из совместных проектов на тот момент стоит выделить альбом "Babel" (1987) с Андреасом Гроссером (Andreas Grosser) и удавшуюся продюсерскую работу с поп-группой ALPHAVILLE (1988).

Начиная с 89-го Шульце редко выступает перед публикой, хотя все его концерты имели великолепную посещаемость в Дрездене, Лондоне, Барселоне, Париже и Риме.

These Days

1990 год начинается с возвращения Шульце из собственных фантазий и сновидений на поприще эксперимента. Доказательство - один из лучших за последние семь лет сольный альбом "Miditerranean Pads". Параллельно он работает над двойным CD "The Dresden Performance" и записывает специально для американского сэмплера "Dali: The Endless Enigma" тему "Face of Mae West".

Двадцать четвертый сольный релиз маэстро "Beyond Recall" уже сейчас можно занести в историю электронной музыки хотя бы из-за того, что он стал последним альбомом Шульце, который вышел на виниловой пластинке. Затем последовала кропотливая работа над новыми сэмплерами для немецкого почтового агенства - "2001" и для сэмпл-библиотеки на CD - "Klaus Schulze Collection 1".

По итогам концерта в "Royal Festival Hall" в 1992 году выходят 24-й и 25-й номерные альбомы Шульце, а следом появляется "The Dome Event" (1993), включающем в себя концертные записи и студийный материал.

После работы над музыкой к нескольким фильмам Клаус приходит к решению издать ранее не выпущенные композиции включив в серию многочисленные собственные саундтреки. Так появились знаменитые десять номерных альбомов "Silver Edition". На удивление вся серия из десяти CD отлично продавалась и через пару лет Шульце повторит смелый эксперимент выпустив следующий номерной десяток "Historic Edition".

В этот же период "магистр электроники" отдает дань классической музыке, а позже реализует свои взгляды на классику в альбоме "Goes Classic" (1994), куда включает произведения Фридриха Сметаны, Франца Шуберта, Людвига Ван Бетховена, Эдварда Грига и других выдающихся композиторов прошлого. Также Клаус сочиняет свою первую электронную оперу "Totentag". Параллельно идет запись макси-сингла "Conquest Of Paradise" и двойного альбома "Das Wagner Desaster - Live -", в который вошли концертные записи из выступлений в Париже и Риме.

Работу двухгодичной давности "In Blue" нельзя воспринимать однозначно. С одной стороны она подытоживает электронные ходы Шульце 90-х, а с другой стороны механистично выпадает из актуального времени; попытка "впасть в грусть" открестившись от меланхолии, создает только подобие кибер-пародии, которая явно еще не дотягивает до отчаянного электронного кибер-футуризма "Trance Appeal".

В 1995-ом в частном порядке Шульце встречается со знаменитым Робертом Мугом (Robert Moog) и музыкантами из PINK FLOYD, продюсирует SNAP, издает на CD полную версию "...Live..." и переиздает "Moondawn".

В 1996-ом выступает в Англии, выпускает шестой по счету альбом WAHNFRIED "Trance Appeal", реализует ветхие записи ASH RA TEMPEL (где Шульце - пока еще гитарист и барабанщик) и записывает сольную работу "Are You Sequenced?".

К своему 50-летию маэстро электронной музыки издает на целых 25CD "Jubilee Edition". Эй, Клаус! Как расходится четверть сотни компактов!?

В режиме "Техно"

Никогда не задерживаясь подолгу на одном месте в сочиненном им электронном мире, великий композитор современности подобрался и к области техно-экспериментов. В начале июля 1994 года он в качестве V.I.P. наблюдал за сенсационным берлинским рэйвом "Love Парад". Шульце побывал на многих техно- и амбиент-вечеринках и действительно проникся атмосферой нового электронного звучания. Именно на "Love Параде" на него произвел неизгладимое впечатление сет Ритчи Хоутина (Ritchie Hawtin) известного больше под именем PLASTICMAN. Ритчи, в свою очередь, в интервью опубликованном на страницах "New Musical Express", признался, что дома он предпочитает слушать только сочинения Клауса Шульце. Справедливости ради стоит сказать, что практически все более-менее значимые электронные музыканты современности (может быть исключая некоторых DJ-ев), считают своим долгом высказать свою признательность берлинскому электронному магу. Новой поросли одетой в оранжевую спецодежду по каналам FM и в клубах наконец-то также начали вдалбливать в их "запиленные" изъезженным винилом головы кто есть кто в мире музыки. Это не может не радовать.

Сам Шульце высказывает свое положительное отношение к современной ситуации. По его словам техно освежило тускнеющую и скучнеющую от года в год электронную музыку в традициях 70-х. "Загнивание электроники прекратилось в 90-е вместе с наступлением техно бума, моды на транс и амбиент. Молодежь, которая не воспитывалась на ROLLING STONES и THE BEATLES, но уютно себя чувствовала в компании электронного звука, привнесла свежий воздух на уже плохо пахнущую электронную сцену. Я ценю то, что эти молодые люди помнят меня и нарекают меня "дедом техно" или "папой электроники". Они стремятся работать со мной, точно также как я тянусь к ним. К примеру, один из моих альбомов вышел на лейбле принадлежащем немецкому техно дуэту".

Реальный скачок от громких фраз вроде вышеперечисленных до реального признания Шульце в этой области экспериментирования произошел совсем недавно - после появления очередного альбома проекта WAHNFRIED "Trance Appeal", где рядом с классиком бок о бок трудился Йорг Шааф (Jorg Schaaf).

"Trance Appeal" - во многом психоделический теккно-проект маэстро. Фирменный почерк последних работ середины 90-х чувствуется разве что на треках "A Chilly Fiesta" и "Esprit Sans Frontieres". Электронная пьеса "Towarisch" чем-то напоминает средний этап творчества TANGERINE DREAM. В остальном это извращенные техно-формы с тотальным расщеплением музыкального содержания. Сплошные звуковые галлюцинации в рамках измененного восприятия.

Шульце всегда выпускал тревожные по своему внутреннему содержанию альбомы; на "Trance Appeal" тревога болезненно выходит из-под контроля.

Когда наступит завтра...

Завтра в облике следующего тысячелетия незаметно подкрадывается к нашей цивилизации. Осталось еще каких-то пару лет. Кого назовут музыкальным символом XX века? THE BEATLES? Вполне возможно. А что будет считаться "классической музыкой" этого столетия? Произведения Ино или TANGERINE DREAM? Навряд ли... .

Использована статья Сергея Козловского и Александра Петрова