Борьба за носитель


Уже поднадоевшие споры на всевозможных форумах о том, выживет ли винил под натиском CD, лишены на данный момент каких-либо оснований. Сегодня вопрос надо ставить по-другому: выживет ли CD под натиском mp3? Ведь спустя более чем 20 лет борьбы винила и CD, все-таки победа осталась за виниловой пластинкой. И теперь уже производителям компакт-дисков надо подумывать над тем, сколько этому носителю осталось до полного его исчезновения, - тенденции к этому уже наметились.

По статистике продажи компакт-дисков неизменно снижаются. Так, за последнюю неделю объемы продаж упали на 3,5%, а за год этот показатель составил в среднем 5%. Это происходит из-за набирающей обороты торговли музыкальными композициями через интернет.

На данный момент мы наблюдаем рост продаж виниловых пластинок во всем мире. Продажи одних только second-hand пластинок за последний год выросли на 50 процентов, не говоря уже о новых. Также набирают обороты продажи семидюймовых синглов, а происходит это потому, что молодые звезды, играющие инди-рок, такие как Франц Фердинанд, Либертинс, Бэйбишэмблс, Кайзер Шифс (Franz Ferdinand, The Libertines, Babyshambles, Kaiser Chiefs) и другие, выпускают синглы на семидюймовых пластинках, предпочитая их компакт-диску.

В 2005 году, за период с апреля по июнь, наблюдался рост продаж семидюймовых синглов на 87,3%, по сравнению с тем же периодом 2004 года. За 12 месяцев, с марта 2004 по март 2005 года, было продано 1.380.000 одних только семидюймовок, чего не наблюдалось с далекого 1998 года.

Несмотря на то, что продажи CD-синглов в 2005 году упали, по сравнению с предыдущим годом, на 23%, в целом, продажи музыки, включая пластинки и mp3, выросли на 52,4%: с 7,25 миллионов (с марта по июнь 2004 года) до 11,04 миллионов (за тот же период 2005 года).

С цифрой (mp3) вроде бы все более-менее понятно: она не занимает много места, с нее не надо смахивать пыль перед прослушиванием, да и скачать можно все что угодно - и то, что еще не вышло на CD и виниле, и то, что, может быть, вообще никогда официально не выйдет.

Но как же быть с пластмассой? Неужели до сих пор находятся люди готовые ее покупать? Пожалуй, не стоит говорить о ди-джеях, так как они несмотря на все нововведения в оборудовании и простоте использования цифровой музыки, до сих пор остаются ярыми поклонниками виниловых пластинок. И в первую очередь, именно ди-джеям винил обязан своей жизнью, хотя некоторые из них, в том числе и звезды мировой величины уже давно перешли на цифровой формат (к примеру, Ричи Хотин (Richie Hawtin) или ди-джей Вуди (dj Woody)).

Удивительно, но в настоящее время несмотря на усилия маркетологов и дизайнеров компании Apple, разработчиков Serato Live, Final Scratch и еще массы невообразимых приспособлений для управления цифровым звуком, подрастающее поколение выбирает аналоговый звук виниловых пластинок.

Канадский ученый Дэвид Хэйес (Институт изучения образования Университета Торонто) говорит, что молодежь, еще до недавнего времени считавшая компакт-диск более совершенным, нежели винил, сегодня выбирает для себя винил, как лучший по сравнению с цифрой. Ученые считают, что привлекательность пластинок заключается в самом факте их реального существования, возможности реального визуального восприятия и прикосновения. Привлекательным элементом является ограниченный тираж некоторых пластинок. Меломаны же объясняют это тем, что по сравнению с цифрой, у пластинки более качественное, <теплое> звучание.

Так что виниловой пластинке сегодня ничто не угрожает. Даже недавняя новость о разорении крупнейшего английского дистрибутора Intergroove и связанныя с этим шумиха и заявления о смерти винила лишены всякого смысла. Разорение в данном случае связано не со снижением продаж виниловых пластинок, а с реструктуризацией всего музыкального рынка. Ведь Англия в этом смысле впереди планеты всей. Посмотрите хотя бы на интернет-магазин juno.co.uk - вот вам и пример успешного винилового бизнеса.

Конечно, не стоит забывать, что главное - это не носитель музыки, а сама музыка. Каждый сам выбирает наиболее приятный способ восприятия волшебного звучания. Давайте слушать, а уж рынок под нас прогнется!